Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в первую очередь направлено на создание условий безбарьерной образовательной среды. Основная задача состоит в том, чтобы помочь обучающимся прийти к осознанию себя как полноправного члена сообщества. Именно возможность подростков с ОВЗ идти и развиваться в ногу со временем позволит им, окончив образовательное учреждение, не бояться столкнуться с действительностью этой жизни и успешно в ней адаптироваться. Поэтому данная категория обучающихся наравне со сверстниками должна быть вовлечена во все сферы образования и творчества. Все подростки, вне зависимости от диагноза и степени выраженности своего дефекта, по желанию посещают различные кружки и секции техникума.
В основе психолого — педагогического сопровождения лежит комплексный подход. Лишь тесное сотрудничество педагога-психолога техникума с другими специалистами, а также родителями и самими обучающимися позволит решить многие задачи.
Педагог-психолог выступает в качестве помощника для преподавателей, мастеров производственного обучения по овладению коррекционно-развивающими технологиями, даст рекомендации по планированию учебных занятий с учетом специфики имеющегося дефекта у обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение опирается на три основных психокоррекционных блока, которые взаимосвязаны и взаимодополняемы.
Диагностический блок.
В него входят диагностика психического развития обучающегося и диагностика социальной сферы. Диагностика психического развития обучающегося включает в себя: всестороннее психологическое изучение личности обучающегося, его родителей, системы их отношений; анализ мотивационно-потребностной сферы обучающегося и членов его семьи; анализ развития интеллектуальных процессов и функций. Диагностика социальной сферы требует анализа неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих подростка, нарушающих его психической развитие, формирование характера личности, социальную адаптацию.
Коррекционный блок.
Включает в себя следующие задачи:оказать помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций; формирование продуктивных видов взаимоотношений обучающегося с окружающими (в семье, в группе); развитие у него компетентности в вопросах нормативного поведения; формирование и стимуляция интеллектуальных процессов у обучающегося; развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения; создание в коллективе, где обучается подросток с проблемами в здоровье, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Прогностический блок.
Направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций обучающегося и состоит из решенияследующих задач:
— проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности в целом;
— определение динамики этих изменений