Методическая разработка проекта Емельяновского дорожно-строительного техникума «Мой нравственный выбор»
Цель: показать одну из форм социально-педагогического сотрудничества со всеми субъектами образовательного процесса – студентами, родителями, педагогами, общественными и религиозными объединениями, СМИ.
Пояснительная записка
Емельяновский дорожно-строительный техникум – единственное учреждение среднего профессионального образования в районном центре п. Емельяново. Техникум объединяет два филиала и одно структурное подразделение из п. Березовка, п.Козулька и п.Замятино. Набор студентов в техникум осуществляется из городов и поселков Красноярского края. Возраст обучающихся от 15 до 18 лет.
В Емельяновском дорожно-строительном техникуме с 2010 года работает клуб молодежного самоуправления «Лидер». С 2012 года – военно-патриотический клуб «Родина». Описание их работы вынесено за рамки этого проекта и представлено в виде приложений. Клуб «Лидер» полноценно участвует в планировании, предварительной организации и анализе проведенных мероприятий. На заседаниях Совета клуба действует право на свободу суждений. Основной проблемой, о которой часто говорят члены Совета клубов, является низкая активность основной массы ребят, их нежелание участвовать в общественной, научной, спортивной жизни техникума и даже в развлекательных мероприятиях.
Другая проблема, которая волнует в одинаковой степени как студентов так и педагогов – это случаи жестокости и притеснений среди проживающих в общежитии, «духовная глухота» к трагическим событиям, происходящим с их сверстниками и в техникуме и за его пределами.
Для выяснения общей картины нравственного состояния студентов техникума в учебных группах второго курса был проведен анонимный опрос с помощью ПК.
Опрос клуба самоуправления «Лидер» студентов группы ___ «Мой нравственный выбор»
№ п/п | Содержание вопроса | ДА | НЕТ |
---|---|---|---|
1 | Готов ли ты проводить свое свободное время в техникуме (вопрос для не проживающих в общежитии)? | ||
2 | Есть ли интересное занятие для тебя в техникуме? | ||
3 | Комфортно ли ты себя чувствуешь в общении с однокурсниками? | ||
4 | Есть ли в твоем окружении ребята, на которых оказывают моральное давление? | ||
5 | Если на твоих глазах унижают сверстника, вмешаешься ли ты в конфликт? | ||
6 | Считаешь ли ты всех своих однокурсников достойными твоего внимания и поддержки? | ||
7 | Готов ли ты отдать долг Родине в отношении: | ||
— срочной военной службы? | |||
— работы по полученной в техникуме профессии? | |||
— содержания своей семьи и родителей |
Куратор самоуправления совместно с Советом клуба «Лидер» подвели итоги опроса «Мой нравственный выбор» в учебных группах:
- 12% юношей готовы проводить свое свободное время в техникуме;
- 19% могут заняться в техникуме интересным для них делом;
- 83% респондентов комфортно чувствуют себя среди сверстников;
- 57% юношей знают ребят, на которых в коллективе оказывается моральное давление;
- 23% респондентов готовы вмешаться в конфликт, если унижают сверстника;
- только 8% юношей считают всех своих однокурсников достойными своего внимания и участия;
- 67% юношей готовы отдать долг Родине, отслужив срочную службу в РА;
- 54% считают необходимым работать на благо Родины по полученной в техникуме профессии;
- 37 % считают, что содержание семьи и престарелых родителей их долг.
После обсуждения итогов проведенного опроса на Совете самоуправления и методическом совете классных руководителей, педагогами принимается решение о разработке некоего воспитательного, педагогического пространства техникума, для создания условий формирования духовности и мировоззренческой позиции, как студентов, так и их родителей и педагогов. Определить вид, форму, содержание такого пространства можно было только проектным путем. Так началась работа над проектом «Мой нравственный выбор!». Большую помощь в разработке этого проекта автор получила в виде журнала «Православное образование», полученного в качестве раздаточного материала на XXIV Международных рождественских чтениях в г.Москве, на ежегодных Пасхальных чтениях в школе п.Никольское, Покровских чтениях в школе п.Памяти 13 Борцов.
Проект «Мой нравственный выбор!»
1. Информация об исполнителях
Состав: проект реализуют представители различных групп: администрация Емельяновского дорожно-строительного техникума, опытные педагоги: руководитель ОБЖ, руководитель военно-патриотического клуба «Родина», подполковник запаса Артыганов Г.А., педагог дополнительного образования, куратор клуба «Лидер», заслуженный педагог Красноярского края Сек Т.Н.; молодые педагоги — новаторы: преподаватель истории — Сметанюк Т.А., преподаватель русского языка и литературы Прозорова Т.С.; члены Совета клуба ученического самоуправления «Лидер», военно-патриотического клуба «Родина»; Муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный центр «Галактика»; военный комиссариат Емельяновского района; Молодежное правительство края; православный фонд «София» Емельяновского района.
2. Описание проекта
2.1. Краткое описание проекта «Мой нравственный выбор»
Целевой аудиторией проекта являются студенты техникума и их родители, педагогический коллектив техникума. Проект направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание всех участников образовательного пространства. Образовательное учреждение является тем социальным пространством, в котором пересекаются интересы представителей всех социальных групп населения. В силу этого, техникум выступает инициатором создания некоего социального пространства, в котором будет организована образовательная деятельность, состоящая из трех направлений: мировоззренческое, воспитательное и предметное. Для мировоззренческой составляющей особенно важна приверженность самого педагога к традиционным, православным ценностям. Для воспитательной — объединение духовного начала – единения человека с Богом и нравственного облика – соединяющего человека с ближним, которые неразрывно связаны и обусловлены одно другим. В качестве инструмента организации такого пространства предлагается создание открытой педагогической площадки, где и будет налажено взаимодействие всех социальных партнеров образовательного процесса техникума.
Организация и участие в совместных мероприятиях студентов и их родителей, педагогов и представителей общественных и религиозных объединений позволит им получить позитивный импульс к развитию своей духовности, реализовать свое право на приобщение к христианским ценностям, поможет сформировать желание и готовность служить Отечеству.
2.2. Постановка проблемы
Существующая сегодня в России система образования и воспитания ориентирует каждого обучающегося прежде всего на успех, хорошую карьеру и реализацию своих планов и желаний, которые обычно связаны с материальными ценностями. Культ успеха, потребительские установки и желание самоутвердиться стали в последние годы социокультурной нормой. В образовательных учреждениях основными показателями успешной работы становятся проценты, грамоты, дипломы, сертификаты педагогов и обучающихся. Но, несмотря на все «успехи» работы по обновленным программам, самым большим дефицитом, который испытывает наше общество, остается – духовный, нравственный Человек. Техникум, как социальный институт, хорошо ощущает неразрешённость социальных противоречий и проблемы молодых людей, проблемы их взаимодействия с внешним миром, с социумом, с обществом в целом. Отмечается стабильно высокое количество студентов, злоупотребляющих никотином и алкоголем, что обуславливает понижение уровня их здоровья. Среди молодёжи актуальны проблемы самореализации, профессионального самоопределения, ценностной ориентации. Преобладает пассивность, равнодушие, потребительское отношение к Миру, Человеку. Не менее острой социальной проблемой, чем воспитание профессионала, сейчас в системе среднего профессионального образования является отсутствие воспитательного компонента, основанного на христианских ценностях и нравственных устоях нашего народа. Судя по современным реалиям, нашей молодежи явно недостаточно такого воспитательного компонента, который бы не позволил их душе вливаться в экстремизм, криминал, наркозависимость и инфантилизм.
Данный проект направлен на разрешение этой комплексной, многоуровневой проблемы. Сущность проблемы определяется как преобразование педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы, направленной на формирование духовного начала и нравственного облика всех участников образовательного процесса.
Открытая педагогическая площадка станет ресурсом для формирования способности и готовности к духовному развитию и нравственному выбору всех участников образовательного процесса.
2.3. Цели и задачи проекта
Цель: Проект направлен на создание открытой педагогической площадки как ресурса духовного развития и гражданско-патриотического воспитания всех участников образовательного процесса. Данная цель реализуется решением следующих задач:
- Установление социально-педагогического сотрудничества со всеми субъектами социализации: семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ. Создание новой культуросообразной среды техникума;
- Проведение ряда мероприятий, направленных на продолжение школьного курса основ православной культуры, создание материальной и методической базы открытой педагогической площадки с включением в неё существующих в техникуме клубов : самоуправления «Лидер» и военно- патриотического – «Родина»;
- Вовлечение обучающихся в практики современного социального управления и решение проблем местного сообщества через организацию и проведение фестивалей, акций, дискуссий, конкурсов, мероприятий;
- Обеспечение распространения информации о результатах этих практик среди населения Емельяновского района (СМИ, сайт лицея, соц. сети «Вконтакте», презентации, рекламные проспекты).
2.4. Что предлагается сделать в ходе проекта
Основным, на что направлен проект, является объединение в инициативную группу представителей различных социальных и профессиональных групп, представителей различных организаций и разных уровней власти. Для этого организуется открытая педагогическая площадка на базе лицея, где все они могут взаимодействовать и участвовать. При этом ключевое значение имеет подготовка самих педагогов, т.к. содержание и качество воспитательного процесса зависит от их профессионализма, нравственности и духовности. Нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В реальности существует сложность с подготовкой педагога, способного стать духовным наставником личности. И если в школе эта проблема как то решается через образовательные программы по духовно-нравственному воспитанию учащихся (основы светской этики, основы православной культуры, основы мировых религиозных культур), то включение такого же воспитательного компонента в среднем профессиональном образовании не предусмотрено. Решение этой проблемы мы видим в установлении тесного сотрудничества с православным фондом «София» Емельяновского района, с Красноярской епархией, Центром воспитания и гражданского образования института повышения квалификации.
Предполагается включение православного воспитательного компонента с согласия родителей, в общеобразовательные предметы, в первую очередь гуманитарного цикла.
В ходе проекта планируется провести ряд мероприятий, выступающих в проекте скорее в качестве инструмента, но в то же время, имеющих и весомое социальное значение. В качестве основного вида деятельности в мероприятиях выбрана просветительская деятельность в области христианских и национальных традиций и духовных ценностей, патриотизма и гражданственности. В процессе проведения мероприятий организуются информационные и рекламные кампании для привлечения максимально возможного количества участников и зрителей. Проведение открытых мероприятий педагогической площадки техникума будет способствовать привлечению жителей близлежащих улиц, учащихся средних образовательных школ (очно и через дистанционные конференции), районного военкомата (допризывная подготовка обучающихся для службы в Президентском полку), молодежного центра «Галактика» (районные спортивные и военно-спортивные мероприятия, акции, шествия, поисковые отряды, конкурсы социального проектирования и т.д.), фонда «София» по восстановлению Свято-Троицкого храма п.Емельяново (участие в фестивалях православной культуры, посильное участие в работах по восстановлению храма).
2.5. Основные этапы реализации проекта
№ п/п | Этап | Мероприятие | Исполнители и партнеры | Сроки |
---|---|---|---|---|
1 | Подготовительно- аналитический |
|
Кураторы и Советы клубов «Лидер»и «Родина», Фонд «София», школы Емельяновского района, Администрация техникума, методическая служба, кураторы клубов «Лидер», «Родина». |
Январь 2017 Февраль 2017 Март-Апрель 2017 |
2 | Практический |
|
Совет клубов «Лидер» и «Родина», Администрации района, техникума. Кураторы клубов и Совет клубов «Лидер» и «Родина», преподаватели, классные руководители. |
Май 2017 Июнь 2017 в течении 2017-2018 уч. года |
3 | Обобщающий |
|
Актив клубов «Лидер» «Родина», Администрация р-на, социальные партнеры, Совет клубов «Лидер» и «Родина» |
Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Май 2019 |
3. Ожидаемые результаты проекта
Качественные результаты:
- Повышение личной и социальной культуры участников образовательного процесса;
- Изменение представлений студентов и педагогов о возможности влияния на жизнь местного сообщества и на свою жизнь;
- Положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
Количественные результаты:
- Увеличение количества студентов, активно участвующих в общественной жизни техникума. Формирование команды молодежи и педагогов техникума, способной работать в проектном режиме;
- Формирование открытой педагогической площадки, как площадки социального взаимодействия и социальных проб для всех участников образовательного процесса техникума;
- Формирование общественного резонанса и положительная динамика рейтинговой оценки работы техникума его студентами и их родителями.
3.1. Механизм оценки результатов
К количественным критериям мы относим:
- Количество мероприятий, разработки и сценарии, программы, фотографии, отзывы;
- Количество представителей различных социальных групп в проводимых мероприятиях (списки участников);
- Количество информационных материалов в СМИ, на сайте техникума и в социальных сетях.
3.2. Дальнейшее развитие проекта
Продолжение проекта будет реализовываться в двух направлениях:
- Становление и деятельность открытой педагогической площадки для формирования целостной культуросообразной среды техникума;
- Участие, организация и проведение мероприятий в рамках районных образовательных чтений (Рождественские образовательные чтения, Пасхальные образовательные чтения, Покровские образовательные чтения Емельяновского района).