Мой нравственный выбор

Методическая разработка проекта Емельяновского дорожно-строительного техникума «Мой нравственный выбор»

Цель: показать одну из форм социально-педагогического сотрудничества со всеми субъектами образовательного процесса – студентами, родителями, педагогами, общественными и религиозными объединениями, СМИ.

Пояснительная записка

Емельяновский дорожно-строительный техникум – единственное учреждение среднего профессионального образования в районном центре п. Емельяново. Техникум объединяет два филиала и одно структурное подразделение из п. Березовка, п.Козулька и п.Замятино. Набор студентов в техникум осуществляется из городов и поселков Красноярского края. Возраст обучающихся от 15 до 18 лет.

В Емельяновском дорожно-строительном техникуме с 2010 года работает клуб молодежного самоуправления «Лидер». С 2012 года – военно-патриотический клуб «Родина». Описание их работы вынесено за рамки этого проекта и представлено в виде приложений. Клуб «Лидер» полноценно участвует в планировании, предварительной организации и анализе проведенных мероприятий. На заседаниях Совета клуба действует право на свободу суждений. Основной проблемой, о которой часто говорят члены Совета клубов, является низкая активность основной массы ребят, их нежелание участвовать в общественной, научной, спортивной жизни техникума и даже в развлекательных мероприятиях.

Другая проблема, которая волнует в одинаковой степени как студентов так и педагогов – это случаи жестокости и притеснений среди проживающих в общежитии, «духовная глухота» к трагическим событиям, происходящим с их сверстниками и в техникуме и за его пределами.

Для выяснения общей картины нравственного состояния студентов техникума в учебных группах второго курса был проведен анонимный опрос с помощью ПК.

Опрос клуба самоуправления «Лидер» студентов группы ___ «Мой нравственный выбор»

№ п/п Содержание вопроса ДА НЕТ
1 Готов ли ты проводить свое свободное время в техникуме (вопрос для не проживающих в общежитии)?
2 Есть ли интересное занятие для тебя в техникуме?
3 Комфортно ли ты себя чувствуешь в общении с однокурсниками?
4 Есть ли в твоем окружении ребята, на которых оказывают моральное давление?
5 Если на твоих глазах унижают сверстника, вмешаешься ли ты в конфликт?
6 Считаешь ли ты всех своих однокурсников достойными твоего внимания и поддержки?
7 Готов ли ты отдать долг Родине в отношении:
— срочной военной службы?
— работы по полученной в техникуме профессии?
— содержания своей семьи и родителей

Куратор самоуправления совместно с Советом клуба «Лидер» подвели итоги опроса «Мой нравственный выбор» в учебных группах:

  • 12% юношей готовы проводить свое свободное время в техникуме;
  • 19% могут заняться в техникуме интересным для них делом;
  • 83% респондентов комфортно чувствуют себя среди сверстников;
  • 57% юношей знают ребят, на которых в коллективе оказывается моральное давление;
  • 23% респондентов готовы вмешаться в конфликт, если унижают сверстника;
  • только 8% юношей считают всех своих однокурсников достойными своего внимания и участия;
  • 67% юношей готовы отдать долг Родине, отслужив срочную службу в РА;
  • 54% считают необходимым работать на благо Родины по полученной в техникуме профессии;
  • 37 % считают, что содержание семьи и престарелых родителей их долг.

После обсуждения итогов проведенного опроса на Совете самоуправления и методическом совете классных руководителей, педагогами принимается решение о разработке некоего воспитательного, педагогического пространства техникума, для создания условий формирования духовности и мировоззренческой позиции, как студентов, так и их родителей и педагогов. Определить вид, форму, содержание такого пространства можно было только проектным путем. Так началась работа над проектом «Мой нравственный выбор!». Большую помощь в разработке этого проекта автор получила в виде журнала «Православное образование», полученного в качестве раздаточного материала на XXIV Международных рождественских чтениях в г.Москве, на ежегодных Пасхальных чтениях в школе п.Никольское, Покровских чтениях в школе п.Памяти 13 Борцов.

Проект «Мой нравственный выбор!»

1. Информация об исполнителях

Состав: проект реализуют представители различных групп: администрация Емельяновского дорожно-строительного техникума, опытные педагоги: руководитель ОБЖ, руководитель военно-патриотического клуба «Родина», подполковник запаса Артыганов Г.А., педагог дополнительного образования, куратор клуба «Лидер», заслуженный педагог Красноярского края Сек Т.Н.; молодые педагоги — новаторы: преподаватель истории — Сметанюк Т.А., преподаватель русского языка и литературы Прозорова Т.С.; члены Совета клуба ученического самоуправления «Лидер», военно-патриотического клуба «Родина»; Муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный центр «Галактика»; военный комиссариат Емельяновского района; Молодежное правительство края; православный фонд «София» Емельяновского района.

2. Описание проекта

2.1. Краткое описание проекта «Мой нравственный выбор»

Целевой аудиторией проекта являются студенты техникума и их родители, педагогический коллектив техникума. Проект направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание всех участников образовательного пространства. Образовательное учреждение является тем социальным пространством, в котором пересекаются интересы представителей всех социальных групп населения. В силу этого, техникум выступает инициатором создания некоего социального пространства, в котором будет организована образовательная деятельность, состоящая из трех направлений: мировоззренческое, воспитательное и предметное. Для мировоззренческой составляющей особенно важна приверженность самого педагога к традиционным, православным ценностям. Для воспитательной — объединение духовного начала – единения человека с Богом и нравственного облика – соединяющего человека с ближним, которые неразрывно связаны и обусловлены одно другим. В качестве инструмента организации такого пространства предлагается создание открытой педагогической площадки, где и будет налажено взаимодействие всех социальных партнеров образовательного процесса техникума.

Организация и участие в совместных мероприятиях студентов и их родителей, педагогов и представителей общественных и религиозных объединений позволит им получить позитивный импульс к развитию своей духовности, реализовать свое право на приобщение к христианским ценностям, поможет сформировать желание и готовность служить Отечеству.

2.2. Постановка проблемы

Существующая сегодня в России система образования и воспитания ориентирует каждого обучающегося прежде всего на успех, хорошую карьеру и реализацию своих планов и желаний, которые обычно связаны с материальными ценностями. Культ успеха, потребительские установки и желание самоутвердиться стали в последние годы социокультурной нормой. В образовательных учреждениях основными показателями успешной работы становятся проценты, грамоты, дипломы, сертификаты педагогов и обучающихся. Но, несмотря на все «успехи» работы по обновленным программам, самым большим дефицитом, который испытывает наше общество, остается – духовный, нравственный Человек. Техникум, как социальный институт, хорошо ощущает неразрешённость социальных противоречий и проблемы молодых людей, проблемы их взаимодействия с внешним миром, с социумом, с обществом в целом. Отмечается стабильно высокое количество студентов, злоупотребляющих никотином и алкоголем, что обуславливает понижение уровня их здоровья. Среди молодёжи актуальны проблемы самореализации, профессионального самоопределения, ценностной ориентации. Преобладает пассивность, равнодушие, потребительское отношение к Миру, Человеку. Не менее острой социальной проблемой, чем воспитание профессионала, сейчас в системе среднего профессионального образования является отсутствие воспитательного компонента, основанного на христианских ценностях и нравственных устоях нашего народа. Судя по современным реалиям, нашей молодежи явно недостаточно такого воспитательного компонента, который бы не позволил их душе вливаться в экстремизм, криминал, наркозависимость и инфантилизм.

Данный проект направлен на разрешение этой комплексной, многоуровневой проблемы. Сущность проблемы определяется как преобразование педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы, направленной на формирование духовного начала и нравственного облика всех участников образовательного процесса.

Открытая педагогическая площадка станет ресурсом для формирования способности и готовности к духовному развитию и нравственному выбору всех участников образовательного процесса.

2.3. Цели и задачи проекта

Цель: Проект направлен на создание открытой педагогической площадки как ресурса духовного развития и гражданско-патриотического воспитания всех участников образовательного процесса. Данная цель реализуется решением следующих задач:

  • Установление социально-педагогического сотрудничества со всеми субъектами социализации: семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ. Создание новой культуросообразной среды техникума;
  • Проведение ряда мероприятий, направленных на продолжение школьного курса основ православной культуры, создание материальной и методической базы открытой педагогической площадки с включением в неё существующих в техникуме клубов : самоуправления «Лидер» и военно- патриотического – «Родина»;
  • Вовлечение обучающихся в практики современного социального управления и решение проблем местного сообщества через организацию и проведение фестивалей, акций, дискуссий, конкурсов, мероприятий;
  • Обеспечение распространения информации о результатах этих практик среди населения Емельяновского района (СМИ, сайт лицея, соц. сети «Вконтакте», презентации, рекламные проспекты).

2.4. Что предлагается сделать в ходе проекта

Основным, на что направлен проект, является объединение в инициативную группу представителей различных социальных и профессиональных групп, представителей различных организаций и разных уровней власти. Для этого организуется открытая педагогическая площадка на базе лицея, где все они могут взаимодействовать и участвовать. При этом ключевое значение имеет подготовка самих педагогов, т.к. содержание и качество воспитательного процесса зависит от их профессионализма, нравственности и духовности. Нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В реальности существует сложность с подготовкой педагога, способного стать духовным наставником личности. И если в школе эта проблема как то решается через образовательные программы по духовно-нравственному воспитанию учащихся (основы светской этики, основы православной культуры, основы мировых религиозных культур), то включение такого же воспитательного компонента в среднем профессиональном образовании не предусмотрено. Решение этой проблемы мы видим в установлении тесного сотрудничества с православным фондом «София» Емельяновского района, с Красноярской епархией, Центром воспитания и гражданского образования института повышения квалификации.

Предполагается включение православного воспитательного компонента с согласия родителей, в общеобразовательные предметы, в первую очередь гуманитарного цикла.

В ходе проекта планируется провести ряд мероприятий, выступающих в проекте скорее в качестве инструмента, но в то же время, имеющих и весомое социальное значение. В качестве основного вида деятельности в мероприятиях выбрана просветительская деятельность в области христианских и национальных традиций и духовных ценностей, патриотизма и гражданственности. В процессе проведения мероприятий организуются информационные и рекламные кампании для привлечения максимально возможного количества участников и зрителей. Проведение открытых мероприятий педагогической площадки техникума будет способствовать привлечению жителей близлежащих улиц, учащихся средних образовательных школ (очно и через дистанционные конференции), районного военкомата (допризывная подготовка обучающихся для службы в Президентском полку), молодежного центра «Галактика» (районные спортивные и военно-спортивные мероприятия, акции, шествия, поисковые отряды, конкурсы социального проектирования и т.д.), фонда «София» по восстановлению Свято-Троицкого храма п.Емельяново (участие в фестивалях православной культуры, посильное участие в работах по восстановлению храма).

2.5. Основные этапы реализации проекта

№ п/п Этап Мероприятие Исполнители и партнеры Сроки
1 Подготовительно- аналитический
  1. Круглый стол — «Обобщение педагогического опыта в области духовного развития и гражданско-патриотического воспитания»;
  2. Анкетирование всех участников образовательного процесса: педагогов, студентов, родителей по теме проекта;
  3. Заключение соглашений о социально-педагогическом сотрудничестве со всеми субъектами социализации: семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ.

Кураторы и Советы клубов «Лидер»и «Родина», Фонд «София», школы Емельяновского района, Администрация техникума, методическая служба, кураторы клубов «Лидер», «Родина».

Январь 2017
Февраль 2017
Март-Апрель 2017
2 Практический
  1. Конкурс на лучшее название и символику открытой педагогической «площадки»;
  2. Торжественное открытие «площадки»;
  3. Разработка и включение воспитательного компонента по духовно-нравственному развитию молодежи в предметы гуманитарного цикла;
  4. Организация и проведение мероприятий по реализации программы духовного развития и гражданско – патриотического воспитания молодежи Емельяновского района по направлениям:
    • формирование личностной культуры;
    • формирование социальной культуры;
    • формирования семейной культуры.

Совет клубов «Лидер» и «Родина», Администрации района, техникума. Кураторы клубов и Совет клубов «Лидер» и «Родина», преподаватели, классные руководители.

Май 2017

Июнь 2017

в течении 2017-2018 уч. года

3 Обобщающий
  1. Анкетирование. Входной контроль для студентов 1 курса;
  2. Фестиваль творческих и профессиональных достижений студентов и членов местного сообщества. «Покровские встречи»;
  3. Анкетирование выпускников техникума;
  4. Анкетирование выпускников техникума.

Актив клубов «Лидер» «Родина», Администрация р-на, социальные партнеры, Совет клубов «Лидер» и «Родина»

Сентябрь 2018

Октябрь 2018

Май 2019

3. Ожидаемые результаты проекта

Качественные результаты:

  • Повышение личной и социальной культуры участников образовательного процесса;
  • Изменение представлений студентов и педагогов о возможности влияния на жизнь местного сообщества и на свою жизнь;
  • Положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

Количественные результаты:

  • Увеличение количества студентов, активно участвующих в общественной жизни техникума. Формирование команды молодежи и педагогов техникума, способной работать в проектном режиме;
  • Формирование открытой педагогической площадки, как площадки социального взаимодействия и социальных проб для всех участников образовательного процесса техникума;
  • Формирование общественного резонанса и положительная динамика рейтинговой оценки работы техникума его студентами и их родителями.

3.1. Механизм оценки результатов

К количественным критериям мы относим:

  • Количество мероприятий, разработки и сценарии, программы, фотографии, отзывы;
  • Количество представителей различных социальных групп в проводимых мероприятиях (списки участников);
  • Количество информационных материалов в СМИ, на сайте техникума и в социальных сетях.

3.2. Дальнейшее развитие проекта

Продолжение проекта будет реализовываться в двух направлениях:

  • Становление и деятельность открытой педагогической площадки для формирования целостной культуросообразной среды техникума;
  • Участие, организация и проведение мероприятий в рамках районных образовательных чтений (Рождественские образовательные чтения, Пасхальные образовательные чтения, Покровские образовательные чтения Емельяновского района).